Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 5
Лекция 6

Helfic сидела у себя в кабинете и разбирала свитки по стопкам, когда послышался робкий стук в дверь. Девушка посмотрела на часы и поняла, что пора начинать урок. Она поспешила открыть дверь:
- Проходите-проходите! – и ученики начали пробираться к своим местам.
- А кого мы будем изучать сегодня? – поинтересовалась девушка в красной мантии.
- Наверняка кого-нибудь интересного… - задумчиво проговорил кто-то из толпы ребят в зелёных мантиях.
- Сегодняшняя наша тема будет интересна без сомнений! – улабнулась дипломница. Подойдя к доске, девушка взяла цветной мелок и вывела:

Лекция 6: Элементы человеческой личности, суд, Анубис.

В лабиринте египетских верований существуют различные взгляды относительно элементов, составляющих человеческую личность. Одной из триад было единство ка (дух), ху (душа) и хат (тело). Другая триада объединяла шу (тень), ба (душу) и сах (мумию). Так же обязательно было ран – личное имя человека и такие элементы как: хати, ах и сехет.

Люди в древности верили в то, что человеческую личность составляет просто тело и дух. В сценах рождения царей, запечатленных на стенах гробниц, царственный младенец представлен двумя фигурами – видимым телом и его невидимым двойником. Ка начинает свое существование при рождении физического тела и продолжает жить после его смерти.

Египтяне верили, что ка есть у всего существующего на этом свете. Рыбы и другие животные имеют свое ка, также как и деревья, духи живут в воде, в металлах, в камне, даже в оружии и других предметах, сделанных человеком. Эти духи незримы для всех, за исключением провидцев – людей, волею случая развивших в себе «способность», которую шотландские горцы называли «второе зрение».

Считалось, что ка может покинуть тело человека, когда он в глубоком сне или в трансе. При этом ка путешествует, посещая различные места, и приобретенный им опыт сохраняется в памяти. Поэтому сны раньше рассматривались как реальные события. Порою блуждающее кА можно было увидеть вдали от места, где лежал спящий человек. Оно имело внешний вид, в точности соответствующий облику спящего, поскольку на нем был «дубликат» его одежды, а в руках оно могло держать «дубликат» его посоха. Таким образом, к призракам относились и «духи живых», опознать которых можно было лишь после их таинственного исчезновения. Их также можно было только слышать и при этом не видеть.

Шу, или тень, по-видимому, была пережитком древнего верования. По сути, это проявление ка. Как и многие примитивные люди, древние египтяне верили в то, что их тени были их душами. Со временем появились более сложные концепции, но их культурные наследники придерживались старого поверья, которое было закреплено народными обычаями, связанными с магической практикой. Составлялись заклинания, насылающие тени на человека, и он мог пострадать как морально, так и физически, если его тень подвергалась нападению.

Ран, или имя, также считалось проявлением ка. Произнесение имени могло дать человеку дополнительную силу, поскольку эти слова, которые, как считалось, имели своих духовный «двойников», оказывали магическое воздействие. Личное имя отождествлялось с духом. Произнесение имени позволяло заручиться его помощью. Дух был именем, и имя было духом. Если маг желал причинить зло какому-то конкретному человеку, то он использовал его имя при произнесении могущественной магической формулы. Использование имен в заклинаниях также позволяло вызывать мертвых, злые духи изгонялись теми, кто знал их имена. Чтобы защитить себя от нападений такого рода, египтяне считали необходимым носить два имени – большое имя и маленькое имя, или истинное имя и хорошее имя. Они хранили свое «большое истинное имя» в тайне, поскольку это был ран, «хорошее маленькое имя» считалось прозвищем и не рассматривалось как часть живого существа.

Церемония присвоения имени проводилась втайне. Судьба ребенка была неразрывно связана с его истинным именем, которое оказывало влияние на его характер. После присвоения имени использовалось только прозвище, но истинное имя также было посмертным именем, и оно использовалось при произнесении по благо усопшего магических заклинаний, которые «открывали пути» в загробном мире. Боги также имели свои тайные имена. Когда, например, Исида выведала тайное имя Ра, она стала равной ему.

На прошлой лекции мы рассмотрели общее строение Дуата, но совсем не уделили времени Великому суду. Итак, единственный путь в рай или на «поля Иару» лежал через зал суда, который представлялся перед душой человека, темным и таинственным. Ворота быстро распахивались и на один человек не мог отодвинуть засовы или войти без разрешения царя. После ритуальных речей бог Анубис, «открыватель путей», брал душу за руку и подводил её к Осирису. Перед ним стояли точные весы, на которых взвешивалось сердце покойного. Рядом с весами стояли Тот, Гор и Маат. Зал окружали сорок два божества-демона, готовые разорвать грешника на части.

Суд

Боги тщательно взвешивали сердце на весах, на противоположной чаше которых располагалась богиня истины и правосудия Маат и её символ. Душа умоляла сердце не свидетельствовать против него. Если сердце было не слишком тяжелым и не слишком легким, то душа проходила испытания. Тот сообщал результат взвешивания Осирису, который приказывал вернуть сердце испытуемому. Освобожденная душа отправлялась на поля Иару.

Маат

Когда душа желала навестить знакомые места на земле, она входила в тело птицы или животного либо расцветала как цветок. Она также могла посетить гробницу, как ба, и оживить мумию, а затем последовать дальше, чтобы посмотреть на то, что было ей знакомо и любимо по прежней жизни.

Вспомним о проводнике человеческой души. Но Анубис – не единственное его имя. Часто его называют Инпу. Изначально Анубис являлся главой подземного мира. Со временем эта должность перешла к Осирису. Тем не менее Анубис играл важную роль как в царстве мертвых так и в погребальном ритуале. Он обеспечивал успешную мумификацию покойного. На умершего одевалась маска Анубиса и он считался в это время самим Анубисом. Бог превращал покойного в загробное воплощение человека. Затем уже в Дуате он играл роль проводника души в зал суда и помогал взвешивать сердце погибшего.


- Ну, вижу, что вы уже устали. Так что не забудьте домашнее задание на ваших столах и можете быть свободны!


  1. Задание №1:
    Что такое «хати», «ах» и «сехет»? (1 балл)
  2. Задание №2:
    Чем отличаются, а чем похожи «ка», «ху» и «ба»? (3 балла)
  3. Задание №3:
    На выбор:
    А) «Маленькое имя» у древних египтян как бы защищало «Истинное имя». А для чего Ваше «маленькое имя»?
    Б) «Большое имя» у древних египтян было неразрывно связано с судьбой человека. А Ваше имя как-то связано с Вашей судьбой? (подсказка: можете воспользоваться «значениями имен»)
    (4 балла)
  4. Задание №4:
    Расскажите более подробно про Анубиса. Где располагался центр его культа, что это был за город? Символ этого бога? Его внешний облик? (2 балла)

Hosted by uCoz