Ученики толпились перед дверью незнакомого им кабинета. В расписании появился новый предмет и все старались прийти пораньше, чтобы не опаздать на первую же лекцию. Пока не было преподавателя, в коридоре слышались шепотки:
- Поскорее бы начался урок... А я много читал про Египет... А я вообще мифологию люблю!...
Тем временем к дверям все того же кабинета подошла молодая девушка в серо-синей мантии.
- Здравствуйте! Проходите, рассаживайтесь! Пора начинать урок! – и она с улыбкой открыла дверь кабинета, запуская учеников.
- Рада приветствовать вас на уроке Древнеегипетской мифологии! Сначала давайте познакомимся. Меня зовут Helfic, я выпускница факультета Рейвенкло и с сегодняшнего дня я буду преподавать у вас этот предмет. На самой первой лекции я не хочу вас особенно нагружать информацией, поэтому, сегодня мы проведем вводный урок, - девушка подошла к доске и белым мелом написала::
Лекция 1: Введение
Итак, первую лекцию я хотела бы начать с пары слов о том, что вообще изучает Древнеегипетская мифология. Главным образом мифология - это сборник верований и рассказов о богах, но она очень тесно связана и с традициями, и с культурой, и с образом жизни этой страны. По этому на лекциях мы коснемся каждого из этих пунктов. Ну что ж, начнем!
Первоначальное название Египта происходит от названия его столицы – Хикупта. Греки же переделали его название, как Айгюптос , а вот уже из этого название перекочевало в другие языки Мира, преобразовываясь. Сами египтяне называли свою страну Кемет или Та-кемет, что в переводе означает «чёрная земля».
Египетская цивилизация располагалась вдоль реки Нил, она же являлась важнейшим элементом их истории, культуры и развития в целом. Но я уверена, что это вы все прекрасно знаете. Древние греки называли Египет «даром Нила». Египтяне называли свою великую реку «Нил хапи».
Египет был разделен на небольшие области – номы. Спустя какое-то время было образовано два царства – Верхнего Египта, его правитель носил корону белого цвета, и Нижнего Египта, его правитель носил красную корону. Верхний Египет насчитывал 22 нома, а Нижний – 20.
- Это то, что касается географии и истории Египта. Я не буду заострять на этом ваше внимание, впрочем, это полезно знать для изучения моего предмета, - Хэлф посмотрела на девушек сидящих сзади и листающих какой-то журнал. Дипломница взмахнула палочкой, и журнал преобразовался в чистый свиток, - Далее я хочу рассказать вам о культуре и искусстве Древнего Египта.
Египтяне считали, что искусство дарит бессмертие, и поэтому труд художника считался священным. Зачастую люди искусства были выходцами из знатных семей. Например, зодчий, построивший всем известную пирамиду Хеопса, приходился ему племянником. Художники Древнего Египта не ставили своей целью передать чувства, они считали, что искусство служит вечности. Спустя тысячелетия, смены множества поколений, лицо Сфинкса остается таким же бесстрастным.
В Древнем царстве статуи выполнялись по строжайшим канонам, отступать от которых было запрещено. У сидящей фигуры руки должны покоиться на коленях или быть согнутыми в локте. Взгляд устремлен прямо вдаль. У стоящей фигура выпрямлена, голова высоко поднята, левая нога выступает вперед, руки прижаты к телу. Эталоном скульптурного портрета Древнего Египта признано изображение царевича Рахотепа и его жены Нофрет.
Египтяне верили, что в конце жизни человек не умирает, а переходит в иной мир, в котором царит все тот же порядок, что и на земле. Власть фараона считалась вечной, и доказательством этого стали пирамиды – огромные усыпальницы правителей Египта. Три самые известные пирамиды впервые были описаны историком Геродотом, он назвал это чудо света «вертикальной высотой». Гробницам фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина уже более 40 веков. От плодородной долины к пирамидам ведет длинная дорога. Там, где начинается безжизненная пустыня, покой ушедших в мир иной сторожит Сфинкс – лев с человеческим лицом. Это портрет фараона Хефрена. Пирамиды Древнего Египта были зримым воплощением вечности.
Египтяне обращались к богу, придя в храм. Но один раз в год бог сам выходил в город. Это был настоящий праздник, собравший тысячи паломников. Все слои населения принимали участие во всеобщем веселье. Греческий историк Геродот, бывший свидетелем такого праздника, писал, что здесь выпили больше вина, чес во всем Египте за год. Праздник каждого бога имел свой сценарий.
Жители Египта очень любили пиры, на которых, как правило, забивали быка. На вертелах дарили гусей, выстраивалась целая вереница кувшинов с винами и ликерами. Фрукты раскладывались в корзины и на подставки, вода заранее охлаждалась в кувшинах. Все было укрыто покрывалами, защищавшими от насекомых. Гостей встречал и провожал сам хозяин дома. Перед пиром обязательно произносили молитву, воздавали дань богам. Самые почетные гости сидели в креслах, инкрустированных золотом и серебром. Людям попроще доставались табуретки, а беднякам – циновки. Мужчины и женщины сидели напротив друг друга, супругам дозволялось сидеть рядом.
На этой веселой ноте мы и закончим наш общий урок посвященной древней египетской цивилизации. Куда это вы собрались?? А домашнее задание?
Хэлф взмахнула палочкой и напротив каждого ученика в воздухе завис свиток с домашкой.
- Задание №1:
Расскажите подробнее о Ниле. Какую конкретно роль Нил играл в жизни египтян? Какие легенды связаны с ним? Что значил Нил для экономического состояния Древнего Египта? (0-3 балла)
- Задание №2:
На лекции я рассказала вам о скульптурах. Расскажите про настенную живопись в Древнем Египте. (0-2 балла)
- Задание №3:
На выбор:
А) Представьте, что вы попали на праздник в Древний Египет. Опишите увиденное.
Б) Представьте, что вы попали на пир, в гости к древнему египтянину. Опишите увиденное.
(0-5 баллов)
Удачи с домашками! =)